Литературный интернет-журнал Колесо выпуск 2
Живая старина

 

 

Фольклор эвенов и эвенков

Благопожелания эвена

1. К природе (местности)
     Когда появляется зелень

 

Ну вот, бабушка-земля, от просторов бассейна Яны-бабушки, издревле названной так, от матери жителей долины (якутов) я приехал. За её тёплой пазухой я, бедняжка, укрывался и приехал. Приехал сюда, где впервые увидел белый свет. Мать моя родная, кланяюсь я тебе, бью челом, по твоему наряду зелёному хожу. Размером с ноготь монеткой свой приезд отмечаю (дарю тебе). Если бы ты направила сой взор под чёрными золотистыми бровями в мою сторону, я был бы полон радостью неизмеримой.

Вот и всё, что я хотел сказать. Только не сердись на меня, поскольку лицо моё не имеет облика достойного, вены мои крепким узлом завязаны и лёгкие мои видны насквозь, всё это, конечно, ты сама видишь, матушка. Увидев мой поклон, перед тобой, может, и ты отметила бы чем-нибудь мой приезд, чего я буду ждать в течение трёх дней, могу ждать и все семь дней.

Ну, вот и всё, матушка моя, нечего мне больше сказать. Дети-сироты твои (олени) от истоков твоих и до устья, как вино, бродят. Из своего богатства, если бы ты пожелала, подари нам хоть одного копыта имеющего. Как было бы хорошо!

 

Когда увядает зелень

 

Бабушка, родная мать моя, дорогая, услышала мою, вороньему карканью подобную, речь своими золотыми ушами, увидела меня под своими чёрными бровями. Родная мать, не думай, не пугайся, я к тебе пришёл не с чем-нибудь плохим; твои дети-птички, притаившись за твоей тёплой пазухой, уходят от тебя, радуясь оттого, что ты, выслушав и взяв наше слово, нас обеспечила на целое лето, так как ты сама поставила свой золотой стол, который никогда не даёт крена.

 

2. К реке

 

Водная ширь пугается, когда гремишь посудой, внося её в дом. Свои нечистоты выливаем в реку, где ставим вершу (где ловим рыбу). Поэтому глаза рыбы пе6рестают видеть. Вместе с тем портится и мясо рыбы. Потому-то и рыба не желает ловиться. Чтобы поправить дело, выливаем молоко в реку.

Выливая молоко, произносят:

- Всемогущий дух – хозяин всей водной шири, от нас и шума много, и нечистот от нас много. На это ты не обижайся, пожалуйста. Из далёкой земли, о прославленном имени твоём услышав, мы позволили себе приехать сюда. Для того чтобы не оборвалась нить нашей жизни, мы из последних сил, так что даже нутро наше прозрачным стало, к тебе устремились. Если бы ты из бесчисленного своего богатства уронил хотя бы одного малька нам на маковку (то есть такого маленького, что он уместится на маковке), мы бы с превеликой радостью схватили (его). Всемогущий дух – хозяин всей водной шири, ведь ты сам прекрасно видишь нас, мы – то сами можем разве что-либо сказать тебе. Поэтому замолчу (буквально – этим закончу). Мы с большой благодарностью оставим тебя в покое, если ты только примешь, не выражая своего неудовольствия тем, что мы хотели бы для поднятия своего собственного духа уделить тебе молоко нашей дойной важенки для омовения им твоего солнцем озарённого лица.

 

(Рассказал в 1955 году В.Атласов из Догдо-Чебогалахского наслега Момского района Якутской АССР. Записал и перевёл писатель В.Лебедев).

 

Эвенские приметы и запреты – обереги

1. Женские волосы обладают особым свойством приносить счастье, поэтому надо строго следить за ними, чтобы они не путались, иначе это приведёт к неприятностям, вроде потери памяти.

2. Огонь всегда «предупреждал» людей радостным треском – о хорошем, сердитым шипением – о плохом, громким треском – о беде.

3. Ставить большую круглую юрту означало увеличение семьи, появление второй хозяйки.

4. Привязать к дереву нери – женский посох для езды верхом на олене – означало отказ от кочевой жизни, переход на сидячую, оседлую жизнь.

5. Предложить отцу кисет означало посвататься к дочери.

6. Летит ворон и кричит – быть беде.

7. Если трещит огонь в костре – значит, жди пургу.

8. Если слышится треск с левой стороны головы – будет плохо, если трещит с правой стороны – быть хорошему.

9. Нельзя ссориться, ругаться, произносить плохие слова около огня очага – дух огня накажет.

10. Нельзя трогать птичьи яйца – это приведёт к ненастью.

11. Нельзя срубать деревья, на которых имеются наросты, - будет пурга или ненастье. Если срубили, тогда обязательно надо уколоть иголкой в срубленное место.

12. Беременной женщине нельзя ходить в лес одной – медведь задавит.

13. Нельзя убивать комаров – случиться несчастье. Однажды летом стали комары осаждать женщину. Она сшила из ровдуги мешочек, и стала ловить комаров и опускать в мешочек. Набрала полный мешочек и подвязала его к зимней кухлянке. Пришли холода, женщина надела кухлянку, а мешочек выбросила на мороз, сказав:

- Мне тепло, а вы теперь замерзайте!

Вновь наступило лето, комары напали на женщину, выпили из неё всю кровь. С тех пор комаров не убивают.

 

(Рассказал в 1974 году жительница посёлка Анавгай Быстринского района Камчатской области Д.Солодикова. Записала и перевела научный сотрудник Института языка, литературы и истории Якутского филиала Сибирского отделения АН СССР фольклорист Ж.Лебедева.)

 

Из книги: Легенды и мифы Севера:Сборник/Сост., примеч. В.М.Санги; Вступ. Статья А.В.Пошатаевой; Худож. В.Петров.- М.: Современник, 1985. – 400 с.; ил.- (Б-ка литератур народностей Севера и Дальнего Востока).

 

Усмирение вихря (заговор)

О, каменные горы и высокие деревья,

И ты небо, не имеющее границ,

Найдите меж собой согласие,

Живите в мире.

И ты могучий вихрь Тугай мимо пройди, нас не беспокой.

Здесь живут дети мои,

Здесь лежат олени мои,

Пройди стороной.

Отстранись.

Отступись...

 

(Заговор говорила Матрёна Петровна Кульбертинова. Д/к фильм Вячеслава Семёнова, 1996 г .-Сахафильм)



 

 

 

Литературный интернет-журнал Колесо