Публицистика

 

 

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ КРИЗИС

Экологический кризис - это крайне напряженное состояние взаимоотношений человека и природы. Противостояние наконец достигает того предела, за которым происходит разрушение природы. Природа преобразована, экосистемы не выполняют биосферных функций, утрачивается среда, благоприятная для жизни человека. Доказательством тому - увеличение заболеваний людей от токсичных веществ в воде, воздухе, продуктах питания.

В ХIХ - ХХ столетиях  преобладала идея господства человека над силами природы. Природа должна служить человеку. В природе ценно то, что может быть полезно человеку. Цель - получение полезных продуктов, удовлетворение производственных и научных интересов.

Воздействие человека на природу на основе идеи господства привело цивилизацию к экологическому кризису. Он начался тогда, когда человек противопоставил себя природе. Первые признаки этого явления мы наблюдали в конце каменного века, когда интенсивная охота на крупных зверей истощила их поголовье и люди вынуждены были перейти на земледелие и скотоводство. Противостояние человека и природы усилилось в XVIII столетии. Это начало экологического кризиса.

Высокая численность населения в новое время и их хозяйственная деятельность вносят важные перемены в жизнь природы. Это увеличение площади пашни и уменьшение площади лесов. Чем больше возрастает численность населения, тем больше расходуется леса на строительство и топливо. Кроме того, много леса идёт на заводы, где производят железо и стекло, на винокурни. На месте сведённых лесов возникли пашни. Так, в Вязниковском уезде Владимирской губернии в 1773-1776 гг. лес занимал 45,2 %, пашни и приусадебные земли - 46,1 %.

Некоторые районы к началу XVIII в. на юге центрального района стали малолесными. Не хватало своего леса в Мещёвском и Калужском уездах. К концу XVIII в. на месте массивов крупного строевого леса появилось мелколесье. Так, дубравы в некоторых уездах Калужской губернии после рубки сменились осиново-берёзовыми лесами или зарослями орешника. В сходном положении и Тульская губерния. Сохранение и использование лесов находится в «худом состоянии», - писал один из современников. В районах интенсивных рубок лесов мелеют реки. Пётр I издаёт указ о запрете рубок лесов по берегам рек.

В наиболее густо населённых районах уменьшается площадь лесов и увеличивается площадь полей. Например, в 1766-1774 гг. леса в Коломенском уезде Московской губернии занимали 22,6 %, пашни - 66,9 % земельных угодий.

Воды Костромского водохранилища затопили дороги к храму

Каким образом экологический кризис проявился в центре России? Это коренное изменение естественных экосистем. Вседозволенность - так можно определить позицию человека. Из-за разрушения плотин, осушения переувлажнённых земель, вырубки лесов уменьшается число малых рек. В реки сливаются без необходимой очистки коммунальные стоки и стоки промышленных предприятий, вредные для водных обитателей и для человека. В результате разрушаются экосистемы пресных вод. Падает их способность к самоочищению. Ухудшились условия жизни рыб. Уже отмечалось, что в крупных и средних реках перестали обитать каспийский лосось, осётр, севрюга и белорыбица, и это было задолго до строительства плотин на Волге, которые преградили этим рыбам пути на нерест. Некоторые реки были запружены, и образовались крупные водохранилища, например, Московское. При этом были затоплены плодородные земли в поймах рек.

Коренное изменение природных условий продолжалось и далее с большой интенсивностью. Специалисты по психологии поведения человека в природе Сергей Дерябо и Витольд Ясвин подчёркивают: «Люди и раньше разрушали природу, но вырубленные леса успевали вырасти, место убитых зверей занимало их потомство. В XX в. количественные изменения просто превратились в качественные».

Еловые леса, которые занимали значительные площади на севере Ярославской области в начале XX в., в конце этого столетия оказались почти все вырубленными, - там и сегодня преобладают мелколиственные леса из берёзы и осины.

Уменьшилась продуктивность естественных экосистем. Они стали менее устойчивыми к внешним воздействиям. Изменение природной обстановки отразилось на условиях жизни растений и животных. Уменьшились распространение и численность растений (липа, дуб) и животных (выхухоль, летучие мыши), свойственных естественным экосистемам. Стало меньше медведя, рыси, глухаря, лесной куницы, белки, дневных хищных птиц и сов.

Происходит смена естественных экосистем на искусственные города и посёлки, промышленные предприятия, дороги. Быстро развивается промышленность, особенно машиностроительная и текстильная. Последняя работает преимущественно на привозном хлопке. Доля местного льна уменьшается.

Современное производство отличается сложностью управления техническими системами, принятием быстрых и ответственных решений, как это наблюдается у диспетчеров аэропортов и атомных станций, что повышает требования к человеку. Усложнение техники увеличивает вероятность отказов технических устройств и ошибок персонала. Увеличение числа природных и техногенных катастроф - мировая тенденция.

Обостряются отношения человека и природы и в центре России. С одной стороны, - растут население и его потребности, с другой - способности природы к самовосстановлению остаются ограниченными. Воздействие на живой мир в середине XX в. в России проходит под лозунгом садовода-селекционера Ивана Мичурина: «Мы не можем ждать милостей от природы; взять их у нее - наша задача».

В центре России возникает особенно высокая плотность городского населения, а это связано с освоением новой среды обитания - города, работой на крупных предприятиях, использованием разных видов транспорта, проживанием в кирпичных многоэтажных зданиях, применением в быту синтетических тканей, различных моющих химических веществ, использованием электронной техники и новых информационных технологий.

Оторванность от естественной природы приводит к ухудшению качества жизни людей в городах. Связь человека с природой существовала тысячелетия и сформировала привычный образ жизни. В новое время он подвергается коренному преобразованию.

В городах развивается цивилизация. Город становится средоточием не только науки, культуры, новой техники, комфорта, индустрии услуг, но и различных нарушений среды обитания человека. Загрязнение воздуха и воды, воздействие шума, вибрации, электромагнитных полей, рост темпа жизни и стрессы вызывают неблагоприятные изменения в обмене веществ и нервной системы. Снижается качество жизни, люди становятся слабее физически и беднее духовно.

Между тем современная архитектура дала нам образец молодого небольшого города, удобного для жизни людей. Город вписан в лесной ландшафт на берегу реки. Речь идёт о Пущино на Оке.

Из средних веков дошли до нас основные элементы одежды и обуви: рубашки, платья, брюки, сапоги. В наше время к одежде из льняных, шерстяных тканей и меха добавилась одежда из хлопка, синтетических и смесовых тканей, искусственных мехов. Такую одежду из рекламируемых синтетических тканей, по мнению врачей, можно носить лишь несколько часов в день.

Заметно меняется женская одежда. Сарафан, который шили из красивых цветных материй и носили с XVI в., сохраняется до XX в., затем его вытесняют юбка и кофта.

Удивительно красивое зрелище мне пришлось наблюдать в 50-х гг. прошлого века в глубинке Костромской области. Весенним днём на лугу у околицы села девушки в старинных длинных зелёных сарафанах и белых блузках, добытых из бабушкиных сундуков, водили хороводы и пели старинные хороводные песни. Это был языческий обряд встречи весны.

Современная одежда и её древние элементы, украшения, считают психологи, кроме удобства и других потребительских свойств, должны способствовать внутренней уверенности человека.

Сравнение характера питания большинства русских людей в средние века и новое время показывает недостаточное употребление нашим современником овощей и других натуральных продуктов питания. Появляются консервированные, а также полуфабрикаты с добавлением различных химических веществ - консервантов, красителей, эмульгаторов, наполнителей, антибиотиков, не свойственных натуральным продуктам и природе человека. Всё это является одним из серьёзных недостатков современной русской кухни и первоначально вызывает заболевания пищеварительной системы. Человек не может быть здоровым, если у него наблюдаются функциональные изменения процесса пищеварения. И он платит за это «болезнями цивилизации»: избыточным весом, избытком жиров в крови, аллергией, гипертонией, диабетом, подагрой, кариесом, инфарктами сердца и инсультами. Добавим к тому же длительную еду всухомятку, на ходу, питание острой и грубой пищей, на пережаренных жирах, всё, что не соответствует традициям русского питания. И желудок наказывает человека гастритом. Это предупреждение: питайся как следует. Нельзя забывать, что наши предки ели не чипсы и гамбургеры, а горячие щи и кашу, пили квас и медовые напитки.

В настоящее время в детском питании не хватает белка, молока и других молочных продуктов, овощей и фруктов. Замена сливочного масла маргарином, например, ведёт к ослаблению иммунной системы, развитию гастрита и других заболеваний. Врачи высказывают тревогу за здоровье тех школьников, которые, следуя рекламе, едят чипсы, пьют напитки типа пепси-кола. Чипсы обжаривают при высокой температуре. При этом возможно образование канцерогенных веществ. Повышенное содержание соли тоже не полезно организму. Лимонады содержат большое количество заменителей сахара, которые способствуют развитию ожирения. В напитки добавлены химические вещества - красители, ароматизаторы, стабилизаторы, которые чужды природе человека. Медики утверждают, что они приводят к отёкам, ухудшают пищеварение.

На одной этикетке я увидел надпись: «10 миллионов призов». Таково давление на психику молодого человека: только купи и получишь приз. На родине этих продуктов диетологи рекомендуют пить чистую воду и натуральные соки.

Как противодействие оторванности городского человека от природы явилось массовое развитие в центре России коллективных садов. Яркий пример проявления инстинкта самосохранения человека и его творческой сущности. В садах горожане выращивают овощи и фрукты хорошего качества, освобождаются от стрессов городской жизни и получают от общения с природой удовлетворение своих эстетических, познавательных и других духовных потребностей. Кроме того, нелёгкий труд на огородах и в садах восстанавливает утерянное отношение к земле как к кормилице.

Если следовать образу жизни наших предков, здоровье можно поддержать именно в природе. Благополучие крестьянина строилось на плодородии земли, в которую он ежегодно вносил навоз, золу и вкладывал свой физический труд. Сейчас садоводы научились из бытовых отходов и сорняков приготавливать хорошие компосты. В настоящее время в центре России примерно половина общего количества овощей производится на плодородных землях приусадебных участков. Эти овощи лучше хранятся, т.к. они выращены с минимальным использованием минеральных удобрений и химических средств защиты растений. Они более полезны для человека.

Люди, богатые духовно, всегда облагораживали окружающую среду. Антон Чехов писал: «Здесь (в подмосковном Мелехове - Э.Ш.) до меня были овраги, дичь, пустырь - я разбил на этом месте сад... и посадил 60 вишнёвых деревьев».

Экосистемы центра России до нового времени были естественными, свойственными эволюции биосферы. Они практически все оказались вовлеченными в процесс производства. Развитие экономики привело к ухудшению качества лесных, луговых и водных экосистем. Не секрет, что сейчас в центральной России заброшены многие сенокосы, они зарастают кустарником и мелколесьем. В 1966 г. в Вязниковском районе Владимирской области мне показали заболоченный лес из ивы и ольхи. «Трудно поверить, - рассказывал старик, - но в 1913 г. здесь было ржаное поле. Потом его забросили и на нём вырос берёзово-осиновый лес. После войны его спилили. На вырубке появились кусты ивы и ольхи».

Итак, во второй половине XX в. в связи с резкими и неблагоприятными последствиями воздействия человека на природу усиливается экологический кризис. Большие площади коренных лесных экосистем центра России заменяются вторичными, более упрощёнными по составу и структуре. Сокращается площадь спелых хвойных лесов, которые сменяются менее ценными мелколиственными лесами. Уменьшается биологическая продуктивность экосистем, их видовое разнообразие. Экосистемы становятся менее устойчивыми. Сокращается площадь пашни на одного человека, падает плодородие почв.

Человек отчуждается от природы, а измененная людьми природа сильно влияет на психику человека: «Человек угнетает сам себя через посредство угнетения природы». Экологический кризис в некоторых своих проявлениях обратимое состояние, а в некоторых - необратимое. В центре России не осталось коренных лесов, не изменённых рубками. В районах, пригодных для земледелия, лес и пашня неоднократно сменяли друг друга.

Резко возрастает значение науки экологии. Научные исследования приводят к созданию понятия биосферы - живой оболочки Земли. Василий Докучаев приходит к выводу, что наиболее важной частью наземных экосистем являются почвы. Он уподобляет их живым организмам и разрабатывает классификацию почв. Философы доказывают, что человек - активный фактор природы. Ученик В.Докучаева Владимир Вернадский пытается убедить нас в том, что воздействие человека на биосферу приводит к переходу её в новое состояние - ноосферу, т.е. сферу техники и разума. Учёные выясняют, что существуют ценности самой природы, независимые от той оценки, которую дает ей человек. Это самосохранение, устойчивость и эволюция. Эти особенности экосистем требуют разумного взаимодействия человека и природы. «Я сторонник вмешательства в дела природы, но с прогнозируемым результатом, считает академик А.Сюзинов. Мы должны «подсказывать» природе, какие нам хотелось бы получить от неё дары. Нельзя брать нужное нам силой, как военный трофей».

Многие школьники и студенты понимают высшие ценности жизни и участвуют в различных экологических движениях - в «зелёных» и «голубых» патрулях, дружинах по охране природы, школьных лесничествах, экспедициях по изучению природы.

 

 

ПРЕПОДОБНЫЙ СЕРГИЙ

Главной причиной экологического кризиса является отсутствие таких человеческих свойств, как понимание мира, идеалов, верований. Всё это вместе и составляет духовную культуру человека. Мы понимаем дух как внутреннюю моральную силу, а некоторые составляющие духовного мироощущения, как, например, религиозные верования - наиболее устойчивы и в своих основах могут сохраняться сотни и тысячи лет.

Монгольское завоевание надолго заглушило духовную жизнь Древней Руси. Человек оскудел нравственно. Наследие монголо-татарского ига - это способность лукавить, хитрить, скрывать правду, ведь иначе погибнешь, непосильная дань оставит голодным. Поэтому сильный духом Александр Невский правду поставил наравне с Богом: «Не в силе Бог, но в правде».

Василий Ключевский писал: «Одним из отличительных признаков великого народа служит его способность подниматься на ноги после падения».

Народ, который дрожал при одном имени татарина, собирался с духом, чтобы восстать на поработителей. Большинство монахов в связи с упадком городских монастырей уходит в лесную глушь. Там они строят храмы и вместе с прихожанами обретают духовные плоды: правду, справедливость, сострадание...

Репродукция с картины М.Нестерова - Видение отроку Варфоломею

Это нашло отражение в искусстве. Когда я болею и лежу в постели, то люблю рассматривать альбомы репродукций. Вот сейчас предо мной картина Михаила Нестерова «Видение отроку Варфоломею». Сюжет прост. Отец послал своего сына Варфоломея пригнать лошадей. Это видно по тому, что у мальчика в руках кнут и недоуздки. Он видит под дубом святого старца в чёрной одежде. Старец спросил его: «Что ищешь и чего хочешь, чадо?» Отрок сказал: «Душа моя желает более всего знать грамоту, для чего я отдан был учиться. Но я не могу её одолеть. Я читаю медленно и не всегда понимаю. Ты, святой отче, помолись за меня Богу, чтобы смог я научиться грамоте». Старец помолился и сказал: «Если будешь верить, то с сего дня дарует тебе Господь хорошее знание грамоты».

Варфоломей пригласил старца в дом, где родители накормили его и долго разговаривали с ним. После ухода святого старца отрок внезапно постиг всю грамоту: какую книгу ни раскроет, хорошо её читает и понимает. Мальчик Варфоломей позднее, в монашестве, получил имя Сергий и стал одним из самых почитаемых русских святых - Сергием Радонежским.

Его отец - Кирилл, в Ростовском княжестве владел большим богатством, но в старости обнищал из-за частых татарских набегов, из-за ордынских даней и переехал с семьёй в Радонеж. Два сына Кирилла - Стефан и Пётр, женились, а Варфоломей не захотел жениться и собирался уйти в монахи. Отец попросил его ухаживать за ним и матерью: «Вот когда проводишь нас до гроба, тогда своё желание исполнишь».

Что делает Сергия святым? Мы видели его в детстве и отметили кротость, смирение, трудолюбие, набожность. Когда родители умерли, он начал искать пустынное место, чтобы построить монастырь и начать иноческую жизнь. В чаще леса, где была вода, Варфоломей вместе с братом Стефаном начали рубить лес, построили небольшую избу и поставили церковь.

Жизнь была суровая, во всём нужда. Не было в том месте дорог, вблизи не было ни домов, ни людей. Только лес, только глушь. Неоткуда взять еды. Из-за этого Стефан ушёл из пустыни. Варфоломей жил в лесу в одиночестве и изучал все монашеские дела. Потом он пригласил священника, который посвятил его в монахи и дал ему новое имя - Сергий. Ему было 23 года. Его ученик Епифаний отмечает, что молодой монах не унывает в трудностях, часто читает священные книги, отличается терпением и великой верой в Бога: «Всё могу, если укрепит меня Бог!»

У людей во все времена ценится жизненная сила. Сергий Радонежский - сильный человек. Но и ему живётся трудно. Жизнь в одиночестве в лесной пустыне требует непрестанных трудов. Особенно досаждают мысленные, или бесовские страхи. Монах Сергий умеет переносить страдания и хочет дальше жить в уединении. Жить наедине с природой, по-моему, духовно означает приобретение нового ощущения принадлежности к чему-то большему, чем мы сами.

Лесное окружение, когда никто не отвлекает инока от общения с Богом, развивает в нём духовность. Соединение жизненной силы и духовности дают облик преподобного. Понимая это, начинают проситься в лесную обитель монахи. Они хотят быть его учениками и выслушивают такие слова Сергия: «Не можете вы жить здесь и терпеть голод, жажду, скорбь, неудобства и бедность, и нужду». «Одни мы пропадём в лесу», - отвечают монахи.

Сергий понимает, что надо спасать этих людей. Лесной отшельник устраивает общежитие. Личной собственности нет, всё общее. Монахи просят его быть игуменом, т.е. их наставником. Если Сергий не согласится, «то они уйдут отсюда, будут блуждать, как овцы без пастуха и будут побеждены дьяволом, т.е. мысленным зверем». Искренне отвечает им Сергий: «Я более хочу учиться, чем других учить. Я больше стремлюсь сам у других в подчинении быть, чем над другими командовать». Спор решает епископ. Он посвящает Сергия в сан священника и удостаивает быть настоятелем монастыря, «который в Радонеже».

Преподобный учит монахов евангельскому закону: вера выражается через добрые дела. Как добрый игумен монастыря учит своих монахов? Только личным примером. Сергий учит их правде, прямоте, мужественности, труду, строгому порядку в чувствах, помыслах и занятиях, терпению и вере. «Сергий, - говорит его ученик Епифаний, - дрова для всех колол и разносил по кельям, толок зерно и хлеб пёк, и еду варил, обувь и одежду он кроил и шил, воду из-под горы носил и каждому у кельи ставил».

Монахи по мере сил подражают Сергию. Здесь они нашли ту жизнь, о которой мечтали и которую искали. Идеал русской святости - сочетание служения обществу с духовным самоуглублением. Не случайно одиннадцать его учеников построят новые монастыри и станут святыми. Оказывается, как важно для человека «у кого учиться»?

Вот один из примеров мудрости учителя. Однажды не ели больше двух дней. Один из братьев стал ругать Сергия, что мы, мол, умираем от голода. Утром мы уйдём за едой и больше сюда не вернёмся.

Сергий всю братию собрал и сказал: «Если вы будете голод терпеть с верой и благодарностью, то пользу принесёт вам испытание это». Когда говорились эти слова, постучали в ворота и въехала телега со свежими хлебами. Их послал один богатый христианин.

Благодаря добросовестному служению людям лесные монастыри становятся символом новой русской жизни, Монастырь живёт бедно. «Всё худостно, всё нищетно, всё сиротинско», - так выразился один мужичок, посетивший обитель. Уже отмечалось, что братия иногда по целым дням сидела без куска хлеба. Но все были дружны между собой и приветливы к пришельцам, которые приносили сюда своё горе. Посетители видели жизнь в постоянном труде и молитве и уносили настроение правды и братства.

Мир духовных и нравственных ценностей личности развивается на фоне окружающих человека условий, повседневных отношений, традиций и обычаев конкретного общества. «Проблемы экологии культуры, экологии души человеческой примыкают к проблемам экологии Земли», - считает Д.С.Лихачёв.

Сергиева Лавра под Москвой становится духовным центром Русской земли, одним из источников создания молодого государства. Сергий молитвой и беседами с князьями поддерживает рождение этого государства. Если просили, он выполнял дипломатические поручения великого князя. Преподобный Сергий - дальновидный человек. Он способствует «собиранию» русских земель. Это будет решающим условием победы в освободительной борьбе русского народа и создания Русского государства.

Ордынский князь Мамай собрал великую силу и пошел на Русскую землю. Зная о неугасимой вере и пророческих способностях Сергия, великий князь Дмитрий пришел и спросил его: «Прикажет ли святой против татар выступать?» Не просто ответить на этот вопрос. «Давать ли благословение на кровь?» - думает преподобный. - Христианское учение советует решать такие вопросы мирным путём: «Не убий». - «Да, но как же тогда освободить порабощённый русский народ?»

Сергий вооружает Дмитрия молитвой, благословляет на бой и говорит: «Смело вступай в бой, обязательно поможет тебе Бог. Ты победишь!» В помощь дал двух могучих ратников. Их имена помнит вся Россия - Пересвет и Ослябя. Это были монахи из бояр. Смерть на поле битвы в освободительной войне считалась мученичеством за веру. Татары были разгромлены на Куликовом поле. Это случилось 8 сентября 1380 года. Запомним этот день! Тысячи русских людей отдали свои жизни за Святую Русь.

Всё, что Россия сегодня имеет, досталось ей в результате тяжелейшего труда и жестокой борьбы с неприятелями. Основная положительная черта русских людей, - утверждают историки А.Дегтярёв и И.Дубов, - это широта души, способность к самопожертвованию. На этом основана боевая история Руси. «Если бы тысячи и тысячи несравненных русских людей не оценили свободу Отечества выше жизни, если бы не было героического сопротивления нескольких поколений русского народа и длительной тяжёлой борьбы за свободу, не было бы и самой свободы».

Нравственное начало всегда было в русской жизни. Честность, правдолюбие, добросовестность в труде, жизнь для общества, смерть за Родину в бою - эти ценности вдохновляли наших предков.

Память русского народа более 600 лет хранит образ святого Сергия - человека труда, участливого и совестливого. Он сделал много добра людям и государству. Память - это очень важная часть культуры. Человека воспитывает его история, прошлое. Память о Сергии Радонежском светла. Она развивает в человеке добро.

Опыт служения преподобного Сергия зарождающейся России приобретает особую значимость в наши дни. За последние 15-20 лет (я пишу эти строки в апреле 2006 года) страна оскудела нравственно из-за идеологии потребительства, которую насаждают телевидение и другие СМИ. Страна, которая может быть крепкой, а общество благополучным и справедливым, топчется на одном месте. Россия сегодня нуждается в людях такого духовного облика, как Сергий Радонежский, которые бы без колебаний поставили главной целью государства - сохранение и благополучие российского народа.

 

Отрывок из книги Шашкова Э.В. "Природа и люди в центре России. Потери и обретения." печатается с разрешения автора.


Шашков Э.В. Природа и люди в центре России. Потери и обретения. – Владимир, 2007., 192 стр., ил.